Самарканд — восходит к Smʼrknδh (согд.).

Город в античной литературе известен также как Мараканда (Мароканд) (греч.).

Современное называние города «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение».

Самарканд

История древнейших госудаырственных образований не территории Средней Азии, в том числе и Согдианы, до VI века нашей эры мало отражена в исторических грудах и документах. Сведения, которыми располагают историки, носят полулегендарный характер. Достоверно только, что с VI по IV век до н. э. среднеазиатские народы оказались под властью персидских царей ахеменидской династии.

«Отец истории» Геродот сообщает, что властитель Персии «царь царей» Кир повернул свои полчища на восток от Каспийского моря и покорил Бактрию и Согд. О завоевании Согдианы, а частности, косвенно свидетельствуют источники, приписывающие Киру основание города Кирополя в долине Сырдарьи, близ северных границ Согда.

В среднеазиатские земли Кир совершил несколько походов. Последний из них для могучего завоевателя окончился трагически. По рассказу Геродота, это вторжение ахеменидов было направлено против воинственных кочевников-массагетов, вождем которых была женщина по имени Томарис. Соплеменники провозгласили ее своей царицей после смерти мужа. Кир послал к царице послов с «льстивыми словами», предлагая выйти за него замуж. Томарис же, понимая, что единственное стремление Кира — это поработить массагетов, не приняла персидских послов. Увидев, что его хитрость не удалась, Кир, опустошая страну, двинулся к Араксу (очевидно р. Амударья).

Томарис призывала Кира прекратить кровопролитие. Тем не менее, персидский царь вероломно напал на лагерь массагетов. Разгневанная таким коварством Томарис собрала свою конницу и двинулась на врага, дав клятву напоить досыта кровью ненасытного ахеменида. Геродот подробно живописует битву, которая длилась немало часов. Персидские полчища были разбиты. В бою погиб сам могущественный Кир. Голову его Томарис велела окунуть в кожаный мех, наполненный еще дымящейся кровью, дабы «напоить» ею завоевателя.

Жестокая борьба среднеазиатских народов против чужеземных захватчиков не прекращалась на всем протяжении многовекового господства ахеменидов. Отстаивая свою свободу и независимость, местное население проявляло поразительные примеры мужества. Античный писатель Полиен с большим уважением рассказывает о подвиге сакского пастуха Ширака.

Когда персидский царь Дарий I (521-486 гг. до н. э.) вторгся во главе огромной армии в степные кочевья саков, храбрец Ширак изранил себя, изуродовал себе лицо и в таком виде добрался, обливаясь кровью, до персидского лагеря. Он заявил Дарию, что с ним так жестоко поступили его соплеменники и что он горит желанием отомстить.

Ширак вызвался провести персов по тропам, ему одному известным, чтобы захватить саков врасплох. Обуреваемый жгучей ненавистью к врагам, мужественный пастух завел врагов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью. Истерзанный страшными пытками, Ширак, умирая, бросил в лицо завоевателям: «И все же победа за мной. Обрекая персов на смерть от жажды и голода, я отвожу беду от своих соплеменников».

Самоотверженная борьба народов Средней Азии, однако, так и не привела к изгнанию из страны персидских сатрапов. В знаменитой многоязычной надписи на юге Ирана на скале Еехистун персидский властитель, «царь царей», «владыка мира» Дарий, перечисляя народы, подвластные ему, называет древних обитателей Согдианы, Бактрии, Хорезма.

Надпись эта, обрамленная великолепными рельефными фигурами и среди них изображением самого «царя царей», торжествующего над своими врагами, датируется 519 годом до н. э.Войдя в состав Ахеменидского государства, покоренная силой оружия Согдиана несла на своих плечах всю тяжесть гнета жестоких завоевателей.

Однако даже в этот мрачный период своей истории народы Средней Азии сумели создать изумительные материальные и культурные ценности. В долине Заравшана продолжало развиваться и совершенствоваться земледелие, основанное на искусственном орошении. Высокого совершенства достигли садоводство и виноградарство. Все большее значение приобретали ремесленные производства, особенно керамика, а также строительное искусство.

В горных массивах Каратау, Нурата, Гобдунтау, Букантау широко велась добыча золота, меди, железа, драгоценных камней, в частности бирюзы. В Согдиане процветали поселения городского типа, среди которых Самарканд был, несомненно, самым крупным и оживленным торговым и культурным центром. Во всяком случае, в эпоху ахеменидов Самарканд уже существовал как вполне сформировавшийся и живший полнокровной хозяйственной и культурной жизнью город.

Дата основания: 742 г. до н.э.
Население: 504 423 чел.
Телефонный код: +998 66
Площадь: 120 км²
Автомобильный код: 30 — 39 (нового образца с 01.10.2008), 14 (старого образца 1998-2008)

История

Самарканд — восходит к Smʼrknδh (согд.).

Город в античной литературе известен также как Мараканда (Мароканд) (греч.).

Современное называние города «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение».

Самарканд

История древнейших госудаырственных образований не территории Средней Азии, в том числе и Согдианы, до VI века нашей эры мало отражена в исторических грудах и документах. Сведения, которыми располагают историки, носят полулегендарный характер. Достоверно только, что с VI по IV век до н. э. среднеазиатские народы оказались под властью персидских царей ахеменидской династии.

«Отец истории» Геродот сообщает, что властитель Персии «царь царей» Кир повернул свои полчища на восток от Каспийского моря и покорил Бактрию и Согд. О завоевании Согдианы, а частности, косвенно свидетельствуют источники, приписывающие Киру основание города Кирополя в долине Сырдарьи, близ северных границ Согда.

В среднеазиатские земли Кир совершил несколько походов. Последний из них для могучего завоевателя окончился трагически. По рассказу Геродота, это вторжение ахеменидов было направлено против воинственных кочевников-массагетов, вождем которых была женщина по имени Томарис. Соплеменники провозгласили ее своей царицей после смерти мужа. Кир послал к царице послов с «льстивыми словами», предлагая выйти за него замуж. Томарис же, понимая, что единственное стремление Кира — это поработить массагетов, не приняла персидских послов. Увидев, что его хитрость не удалась, Кир, опустошая страну, двинулся к Араксу (очевидно р. Амударья).

Томарис призывала Кира прекратить кровопролитие. Тем не менее, персидский царь вероломно напал на лагерь массагетов. Разгневанная таким коварством Томарис собрала свою конницу и двинулась на врага, дав клятву напоить досыта кровью ненасытного ахеменида. Геродот подробно живописует битву, которая длилась немало часов. Персидские полчища были разбиты. В бою погиб сам могущественный Кир. Голову его Томарис велела окунуть в кожаный мех, наполненный еще дымящейся кровью, дабы «напоить» ею завоевателя.

Жестокая борьба среднеазиатских народов против чужеземных захватчиков не прекращалась на всем протяжении многовекового господства ахеменидов. Отстаивая свою свободу и независимость, местное население проявляло поразительные примеры мужества. Античный писатель Полиен с большим уважением рассказывает о подвиге сакского пастуха Ширака.

Когда персидский царь Дарий I (521-486 гг. до н. э.) вторгся во главе огромной армии в степные кочевья саков, храбрец Ширак изранил себя, изуродовал себе лицо и в таком виде добрался, обливаясь кровью, до персидского лагеря. Он заявил Дарию, что с ним так жестоко поступили его соплеменники и что он горит желанием отомстить.

Ширак вызвался провести персов по тропам, ему одному известным, чтобы захватить саков врасплох. Обуреваемый жгучей ненавистью к врагам, мужественный пастух завел врагов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью. Истерзанный страшными пытками, Ширак, умирая, бросил в лицо завоевателям: «И все же победа за мной. Обрекая персов на смерть от жажды и голода, я отвожу беду от своих соплеменников».

Самоотверженная борьба народов Средней Азии, однако, так и не привела к изгнанию из страны персидских сатрапов. В знаменитой многоязычной надписи на юге Ирана на скале Еехистун персидский властитель, «царь царей», «владыка мира» Дарий, перечисляя народы, подвластные ему, называет древних обитателей Согдианы, Бактрии, Хорезма.

Надпись эта, обрамленная великолепными рельефными фигурами и среди них изображением самого «царя царей», торжествующего над своими врагами, датируется 519 годом до н. э.Войдя в состав Ахеменидского государства, покоренная силой оружия Согдиана несла на своих плечах всю тяжесть гнета жестоких завоевателей.

Однако даже в этот мрачный период своей истории народы Средней Азии сумели создать изумительные материальные и культурные ценности. В долине Заравшана продолжало развиваться и совершенствоваться земледелие, основанное на искусственном орошении. Высокого совершенства достигли садоводство и виноградарство. Все большее значение приобретали ремесленные производства, особенно керамика, а также строительное искусство.

В горных массивах Каратау, Нурата, Гобдунтау, Букантау широко велась добыча золота, меди, железа, драгоценных камней, в частности бирюзы. В Согдиане процветали поселения городского типа, среди которых Самарканд был, несомненно, самым крупным и оживленным торговым и культурным центром. Во всяком случае, в эпоху ахеменидов Самарканд уже существовал как вполне сформировавшийся и живший полнокровной хозяйственной и культурной жизнью город.

Дата основания: 742 г. до н.э.
Население: 504 423 чел.
Телефонный код: +998 66
Площадь: 120 км²
Автомобильный код: 30 — 39 (нового образца с 01.10.2008), 14 (старого образца 1998-2008)

Достопримечательности